Какую бензопилу выбрать? Разбор деталей и советы от "Дедов".

Какую бензопилу выбрать? Разбор деталей и советы от "Дедов".

Хотите получить ответ за пару минут, развёрнутый, чёткий и без лишней воды — тогда позвоните менеджерам «Корзо» по телефонам +38 (095) 782-88-89 +38 (096) 355-52-58 +38 (063) 925-44-54. Чистая экономия вашего времени и полные конструктивные ответы.

А если у вас есть время самому почитать о характеристиках, либо вы хотите знать больше про свою будущую бензопилу, то тогда эта статья для Вас. Мы опишем самые важные моменты, с которыми вы столкнётесь в процессе работы, как их решить и при этом всегда гарантировать себе результат выполненной работы. Готовы? Тогда поехали по пунктам.

Первый вопрос, на который нужно ответить до того, как вы спросите у продавца: «Какая цена?», будет: «Как часто я планирую её использовать». Потому что ответ на данный вопрос укажет на одну из трёх ценовых категорий, что сузит круг выбора из десятков разных моделей, до нескольких штук.

Категория 1 — бытовая гаражная пила. Их покупают в хозяйство, когда работы длятся до 40 минут в день, к примеру, распиловка дров для котла, уход за несколькими взрослыми деревьями на участке, планирование небольшой стройки у себя на заднем дворе. К примеру, вы хотите построить себе беседку или сделать несколько лавочек для вечерних посиделок на открытом воздухе. То есть, работы нерегулярные, время от времени или по необходимости. Такой класс пил называется «бытовыми», количество часов эксплуатации составляет около 20 в месяц. У них небольшая мощность, короткая шина, небольшой вес, и цена ниже средней по рынку. Почему цена не минимальная? Потому что хороший инструмент стоит денег, а минимальную цену просят только за одноразовые инструменты, вам бы этого не знать в эпоху китайских товаров. Отличным примером такой бытовой пилы будет бензопила Sadko GCS-254.

Категория 2 — полупрофессиональная (фермерская) бензопила. Её ещё называют универсальной, потому что они способны выполнить любую работу, но, снова же, только за непродолжительное время. Максимальная нагрузка для них — 4 часа в день, с обязательными периодами отдыха и охлаждения. Полупрофессионалы подходят для выполнения любых бытовых, домашних, садовых работ. Да, именно садовых и работ в поле, когда надо следить за состоянием деревьев в саду, на участке и садово-парковых насаджениях. Их цена всегда ниже в 2-3 раза, чем на профессиональный инструмент, а мощности почти идентичны. Цена меньше за счёт чуть другой компоновки деталей и более дешёвых запчастей. Но, если не пилить подобным инструментом по 8-10 часов в день, то прослужит она очень долго. Вплоть до нескольких безотказных лет. У них стандартные шины, длиной до 50 сантиметров, как у профессиональных аналогов. Что с ними лучше не пробовать — это валку деревьев в лесу. Полупрофессиональные пилы в нашем ассортименте — главная категория, и если вам нужен быстрый совет по подобной универсальной бензопиле — выбирайте Sadko GCS-510E или Sadko GCS-560E. Первая — чистый универсал, топ продаж, выбор тысяч клиентов, в основном индивидуальных пользователей. Вторая — чуть дороже, мощность выше, пользуется аналогичным спросом, и её берут коммерческие предприятия.

Категория 3 — профессиональные бензопилы. Как выбрать профессиональную бензопилу. Самый дорогой и узкопрофильный сегмент, очень мощные, очень устойчивые. Используются для промышленной валки, для лесозаготовки, а также для работ на лесопилках и глубоко в чаще леса. Особенность в тому, что на подобных пилах используется несколько систем защиты запчастей, а также дублирование функций. И работать они могут по 10 часов в день, главное только менять цепи. Ведь при такой интенсивности они тупятся намного быстрей и сильней, чем при нерегулярных работах. Но, цена на подобный инструмент выше от 3 до 10 раз, чем на полупрофессиональные бензопилы. Профессионалы понимают это, и поскольку для них их время стоит намного дороже, чем расходные материалы, они выбирают эту элитную группу. Купить у нас вы их не сможете, потому что подобные вещи продаются в единичном формате и очень редко.

Теперь перейдём к следующим важным вещам, которые стоит знать, если продавец вас не спросил.

 

РАБОЧИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Мощность двигателя

Бытовая пила режет дерево даже с двигателем на 1,5-2 л.с. Кажется, что это всего 1 лошадинная сила, но для эпизодических работ достаточно, когда время не критично. Распилить несколько досок, чтобы из них собирать себе лавочки и стенки беседки не займёт много времени, и переплачивать нет смысла. Даже для того, чтобы собрать себе строительные леса, когда доски пилятся на несколько этажей опор, для этого вполне реально использовать бытовую бензопилу. Профессиональные пилы намного мощнее, до 8 л.с., при этом у них ещё много дополнительных насстроек. К примеру, покупают себе бензопилы под конкретный вид древесины, для сухого или влажного дерева, для мёрзлого или необработанного. Такие условия работы самые тяжёлые для инструмента и справляться с ними сможет только очень защищённый профессиональный механизм.

Шина бензопилы

Металлическая запчасть из двух продолговатых пластин, скрепленных между собой, по которой крутится цепь. Её длина говорит о максимальной толщине дерева, с которой можно справиться пиле без особых хитростей, а также говорит о мощности двигателя, спрятанного внутри инструмента. Длина должна соответствовать мощности. Если поставить слишком длинную шину на слабый двигатель, то цепь не будет крутиться, а двигатель перегреется от перегрузки. С другой стороны, если поставить слишком короткую цепь на мощный двигатель, то она будет стираться и терять заточку очень быстро, не говоря о том, что скорость вращения может превышать рекомендуемую, дальше приводит к разрыву звеньев. Максимальная длина пропила меньше, чем длина шины потому, что часть шины находится внутри корпуса, где крепится и настраивается. Говоря на практике, шина длиной в 50 см не позволит пилить все 50 см, а только 45 см за полный проход, при максимальном погружении. В среднем, отнимайте 5 см от длины шины и не ошибётесь с выбором бензопилы. Подобная длина важна для лесозаготовки, когда деревья находятся в лесу и все деревья режут взрослые, а в домашнем хозяйстве не критично.

 

Цепь бензопилы

Цепи бывают разной длины, со звеньями разных размеров, а также разным количеством самих звеньев. Расстояние от одного звена до другого называется «шагом». Чем он меньше, тем меньше цепь вибрирует, режет аккуратней, но тем сильнее снижается производительность инструмента. И наоборот, производительносты высокая за счёт огромных зубьев. Впрочем, ничего нового или особенного, и антивибрационные вставки ставятся уже не только на крупные модели, но и малые бытовые пилы хороших производителей, как бензопилы Sadko.

На бытовые пилы ставится цепь на ¼ дюйма или 0,325 дюйма. На профессиональные и полупрофессиональные модели ставят 3/8 дюйма, 0,404 дюйма, и самые крупные ¾ дюйма. Последняя — ¾ дюйма (профессиональная цепь) будет с шагом цепи в 3 раза шире, чем цепь ¼ для бытовую модель.

Как подобрать себе цепь для пилы?

Во-первых, есть рекомендации производителей, которые расписываются в инструкции к инструменту. Но, если вдруг у вас бензопила без инструкции, то здесь просто правило подбора.

Если объём цилиндра 40-50 см кубических, то выбирайте себе цепь с шагом 0,325 дюйма. Если объём цилиндра больше 50 см кубических, то берите цепь на 3/8 дюйма.

 

Для садовых работ данного совета более, чем достаточно.

Внимание! Следует помнить, что меняется не только цепь, но ещё и ведущая звёздочка внутри корпуса. Это нужно для того, чтобы пазы звёздочки попадали между звеньями.

Заточка цепи тоже важная деталь, её надо проходить регулярно. Рекомендуют затачивать цепь после 3-4 заправок пилы. Получите ответ, как выбрать бензопилу с цепью. Можно затачивать цепь как вручную, так и с помощью станков. Если цепь стёрлась настолько, что заточка невозможна, то тогда покупаете себе новую цепь. Благо, что стоят они недорого и можно купить себе сразу несколько штук, чтобы работать дольше, не теряя время в сезон, и затачивать их все вместе за один заход.

Внимание! Ещё одна важная деталь. Часто цепи и шины разных производителей не подходят друг другу. Их специально выпускают с различными вставками, изгибами и прочими техническими нюансами, и новая деталь может им просто не подойти. Поэтому, старайтесь приобретать шину и цепь одного производителя, по возможности. А если не получается, или работа горит, то тогда подбирайте то, что подходит по размерам.

 

Защита от обратного удара

Пилить самым концом бензопилы опасно для новичков. Этот метод обработки древесины подходит опытным лесорубам и плотникам. Опасность в том, что как только вращающася носовая звёздочка встречается с твёрдой поверхностью, то цепь не может провернуться, происходит удар, отбрасывание назад и вверх. Шина с вращающейся цепью летит на человека, который держит пилу в руках. Поэтому, разработчики приняли решение, чтобы умешить риск получения травмы, внедрить защиту от таких случаев прямо в бензопилу. Этот защитный механизм называется «инерционный тормоз». В момент рывка рука рабочего упирается в широкий щиток, который находится под передней рукой лесоруба. Как только рука нажимает на данный щиток, то включается тормоз, который рассоединяет вал двигателя и цепь. Она останавливается, и худшее что может случиться, это просто удар шиной по плечу. Согласитесь, что намного лучше, чем шина с вращающейся цепью касается плеча, со скоростью вращения зубов цепи в 12 метров в секунду. На новых моделях бензопил Садко тормоз может активироваться и без щитка, просто за счёт резкого изменения наклона пилы. Если тормоз сработал, то перед началом следующего запуска вам надо поставить щиток в изначальное положение, оттянув его немного назад, чтобы можно было хорошо взяться рукой за переднюю рукоять.

 

 

Антивибрационная система

Комфорт при работе с пилой в первую очередь зависит от вибрации. Именно её вы ощущаете с самого первого момента запуска и до выключения пилы. Чем мощнеее мотор, чем шире шаг цепи, тем сильнее будет вибрация. Есть даже профессиональная болезнь суставов у лесорубов и людей, которые долго работают с бензопилой — это когда суставы трясутся, разрывая мелкие каппиляры внутри. Потом кисти получают намного меньше крови, ощущение холода, и как результат — регулярная боль. Но, всё это может быть в прошлом, если ваша пила получила антивибрационную защиту. Все безопилы Садко получили её.

Антивибрационной системой называется система резиновых прокладок или пружин между двигателем и корпусом бензопилы, а также ручками для удержания инструмента. За счёт того, что вибрация уходит в пружину, то у вас то же самое ощущение, как ехать в машине с хорошими рессорами. Всё идёт плавно, вы даже не замечаете ям и неровностей на дороге. Так же и бензопила, она пилит без рывков, только лёгкая дрожь от ручек. Это уже не старые модели, которыми пилили несколько поколений до нас. Тем более, что садовый инструмент не настолько мощный, как промышленные образцы. Считайте, что у вас половина от вибрации, ещё и поделенная пополам. Одним словом, только четверть изначальной вибрации осталась в руках для современных садоводов.

Ещё одним способом амортизации, который используется в безнопилах является модификация конструкции по принципу «двух масс», когда блок двигателя отделён от блока рукояток и топливного бака. То есть, это не просто резиновые прокладки и пружины, а изменения схемы сборки. Но, этот метод применяется чуть реже.

Самый простой способ определить, подходит ли вам уровень вибрации — запустить пилу и подержать её в руках, несколько раз прогазовав, почувствовав отдачу. Не каждый магазин позволит запускать пилу, но точно позволят запустить на рынках, если павильон под открытым небом. Так проще понять, как выбрать бензопилу по уровню комфорта. И, не каждая пила, где написано «антивибрационная система» одинаково хороша. Как вы понимаете, производители стараются продать свою продукцию за счёт разных уловок. Поэтому, либо сразу продуйте на месте, либо доверяте хорошим производителям пил, типа SADKO. Нареканий никогда не было на их продукцию, клиенты довольны, получая свой тихий инструмент.

 

Двигатель бензопил, заправка и смазка

Бензопилы работают на двухтактных двигателях внутреннего сгорания оснащённого карбюратором. То есть, им надо заливать топливную смесь из масла и бензина, а не чистый бензин. Своего внешнего топливного бака у них нет, поэтому масло добавляется напрямую в бак и осуществляет смазку изнутри. Рекомендуемая марка бензина и масла уточняется производителем отдельно. Так же индивидуально уточняется количество масла, которое нужно добавлять в бензин. В зависимости от объёма изменяются свойства смеси и количество выхлопных газов, насыщенность его несгоревшим маслом и т. д. То есть, лучше всего придерживаться тех рекомендаций, которые вам даёт производитель в своих инструкциях. В крайнем случае, можно спросить у продавца или написать компании-производителю, их местному филиалу либо звонить на горячую линию поддержки.

Максимальные обороты двухтактного двигателя бензопилы достигают уровня 13 тыс оборотов за минуту, то это накладывает собственные требования к топливной смеси и маслу. Производители пил часто выпускают своё собственное масло, с частицами и добавками нужных компонентов. Такое масло лучше всего подходит для металла и запчастей конкретного производителя. Sadko выпускает своё масло, Stihl выпускает своё масло и т. д. При покупке бензопилы сразу купите к ней масло, если оно есть в наличии.

Кстати, Sadko часто даёт масло в подарок к своей технике. Можете воспользоваться и Вы такой возможностью.

Помимо добавки масла в бензин, есть ещё один вид масла, который заливается в отдельный бак и поступает на цепь, смазывая звенья. Он также защищает цепь от быстрого износа и перегрева. Масло отличается от того, которое заливается в бак, ведь у него другое назначение. Кто-то использует отработанное масло из двигателей тяжёлой техники, но это скорее от безвыхода, чем с целью заботы об инструменте. Оригинальное масло для пильной гарнитуры с красящими пигментами стоит своих денег. Потому что контрастное масло лучше видно через пластиковые стенки бака, вы видите количество, которое осталось внутри и можете вовремя его добавить. Цепь стоит смазывать среднем по вязкости маслом, потому что слишком густая смазка, типа солидола забивает щели, а потом они становятся сборниками пыли и грязи, к ним прилипает абсолютно всё. Слишком жидкое масло быстро расходуется. Так что необходимую степень вязкости сможете узнать на своём опыте, либо приобретая масло от самого производителя.

 

Стартер бензопилы

Всё бензиновые пилы запускаются с помощью ручного стартера. Вы тянете за трос стартера, вращая его, в этот момент проскакивает искра от свечи зажигания и если топливо поступило в камеру сгоарния, то произойдёт его поджигание, поршень заходит «вверх-вниз», запуск осуществится. На запуск может влиять объём двигателя, чем он больше, тем сложнее пуск. Температура воздуха тоже влияет, потому что свойства жидкостей меняются под действием температуры, влажность, наличие посторонних примесей в смеси, состояние свечи, а также многие другие факторы влияют. Именно по этой причине, пилы часто оснащаются топливными фильтрами, воздушными фильтрами и дополнительными элементами безопасности. Их цель одна: упростить запуск инструмента.

 

К подобному вспомогательному инструментарию относятся:

  • праймер — гибкая кнопка-насос для закачки топлива в карбюратор. Без топлива не будет зажигания, правильно?
  • декомпрессионный клапан — понижает давление в цилиндре до атмосферного, и позволяет ему проще двигаться, легче втягивать новую порцию топлива.
  • стартер на пружинах — встроенная пружина уже проворачивает стартер на 50%, следовательно вам надо намного меньше усилий, чтобы запускать пилу. Коленвал можно запустить даже с помощью кнопки, но это больше экзотика, чем общепринятый стандарт. Данная опция у разных брендов называется по разному, у Садко она обозначается «Лёгкий старт». И за эту дополнительную функцию комфорта просят дополнительные деньги, так же как и в любой другой сфере продаж и комплектаций базовой модели с базовой ценой.

 

Карбюратор бензопилы

Ещё одна важная запчасть бензопилы, которая контролирует мощность. Она закрывает или открывает доступ воздуха в камеру сгорания. Если доступ закрыт, то пары бензина максимально концентрированные. Сила взрыва подобной смеси сильная, как и расход смеси. Для экономии, и чтобы снизить мощность, дроссельная заслонка открывается и в камеру сгорания втягивается воздух, разбавляя концентрацию паров. Чтобы провести более тонкую настройку карбюратора, у него есть несколько винтов, отвечающих за работу заслонки. С помощью этих винтов регулируется низкий и высокий оборот двигателя, и регулируется холостой ход.

На карбюратор устанавливают воздушный фильтр, который отвечает за состояние воздуха, поступающего в камеру сгорания. Чем чище этот воздух, чем дольше проработает двигатель. Здесь всё просто.

 

Воздушный фильтр

Воздух должен быть очищен от пыли, от водяного пара, от опилок и мелких частиц древесной коры, которые разлетаются во все стороны. Если всё это добро будет попадать в камеру сгорания, то двигатель выйдет из строя. Не допустить подобного сценария можно с разными воздушными фильтрами, в зависимости от того, какая у вас модель. Если фильтр забивается слишком плотно, то количества воздуха будет не хватать двигателю, что означает - работать на максимальных оборотах. Поэтому контроль за состоянием фильтра становится одной из важных и регулярных вещей, которые вы должны делать. А это возможно только в том случае, если достать фильтр легко и быстро. Камеру воздушного фильтра закрывают пластиковой крышкой и закручивают фиксатором-барашком. Чем легче будет добраться до фильтра, тем проще его чистить.

 

Сцепление

Ещё одна важная деталь бензопилы. Не даёт сломаться внутренним запчастям, в момент заклинивания и проскальзывания. Особенность сцепления бензопилы в том, что он не запускает цепь на малых оборотах, включая холостой ход. При увеличении нагрузки увеличивается центробежная сила и сцепление втягивает цепь. Как только вы отжимаете рычаг газа, то сцепление тоже отпускает цепь и она моментально останавливается. Именно данная особенность не даёт заглохнуть мотору, не даёт сломаться звёздочке или валу. Цепь не должна срабатывать (прокручиваться) в момент запуска стартера. Иначе она черпнёт земли и можете потом менять цепь, вместе с шиной!

 

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

 

1. Отрегулируйте пильную гарнитуру. Шина должна быть зафиксирована, а цепь не должна свисать. В случае неправильной настройки цепь может сорваться, либо внутренняя механика может выйти из строя. Специалисты у сервисных центрах легко могут всё настроить, но вам тоже надо знать, как это делать, потому что со временем цепь растягивается и её надо регулировать заново.

2. После регулировки и настройки, бензопилу надо обкатать. Для этого надо спалить топливо в объёме 1 топливного бака с периодическими нагрузками. Они не должны быть быть максимальными, и двигатель не должен всё время работать на холостом ходу. После прогазовки, стоит остановить инструмент и проверить натяжение цепи. Если всё в порядке, то тогда запускаете его снова, и можно приступать к первым пропилам со слабыми усилиями. Несколько минут нагрузок будет вполне достаточно, чтобы детали притёрлися. И каждую новую цепь или шину нужно обкатать пару минут. Не приступайте к нагрузкам сразу на полную мощность. Звёздочка, шина и цепь должны нагреться, чтобы выйти в оптимальный режим работы, и масло должно смазать все щели и зазоры.

3. Надо ли давить на пилу, чтобы она пилила быстрее? Мы часто слышим подобный вопрос. Ответ на него следующий: «Нет давить не стоит, стоит заточить вашу цепь, это намного полезней». Заточенная цепь работает лучше, срезает больше, выполняят работу быстрее. Пильная гарнитура должна быть в оптимальном состоянии. Как это определить? Посмотрите на размер и форму опилок, которые остаются после прохода пилой. Если опилки крупные, то это значит, что цепь работает хорошо. Если опилки падают мелкие, больше похожие на пыль, то зубья не могут зацепить ткань дерева, а просто скользят по ней, царапая место пропила. Понятно, что о никакой эффективности речь не идёт. Тупая цепь заставляет вас давить на бензопилу, чтобы добиться результата. Но, на самом деле нужно всего лишь заточить цепь. Если вы работаете каждый день, то точить цепь надо в конце рабочего дня. Оставьте себе 1 час, чтобы сделать это. Подходит для садового режима, когда работы сезонные. То есть, достаточно заточку проводить через 1-2 недели работ. Цепь, в среднем, выдерживает 3 заточки, после этого надо покупать новую. Острая цепь сама режет древесину, вы только держите пилу и она проходит через древесную ткань быстро, без усилий.

90% всех поломок пилы как раз составляют работы с тупой цепью, когда человек слишком давит на неё, ламает вал или двигатель перегревается свыше нормы, плавит пластик и обшивку. Запомните простую вещь — острая цепь выполняет работу, с тупой цепью работу выполняете вы.

4. Прогревайте пилу при работе зимой. Так уходит конденсат со стенок камеры сгорания, и инструмент будет готов для работы в низких температурах.

5. Сливайте топливо при длительном хранении, сливайте масло. Пускай осадок не образуется в баке.

6. Не смешивайте слишком много топливной смеси, готовьте себе ровно на 1-2 раза. Её надо взбалтывать перед заправкой, а также не рекомендуется использовать её, если она хранится уже пару месяцев.

Вот в принципе и всё, что вам надо знать перед тем, как выбрать бензопилу. Бензопила Садко станет вашим помощником для садовых, парковых и коммунальных работ.